Бурение пилотной скважины в методе ГНБ
Метод горизонтально-направленного бурения – часто используемый способ прокладки трубопроводов. Он быстр, удобен, надежен.
Преимущества метода ГНБ
Бурение методом ГНБ – это бестраншейный метод построения подземных коммуникаций, не требующий рытья траншей для прокладки трубопроводов. Помогает сократить время и финансовые средства, которые затрачиваются при траншейном способе, а также упростить процесс получения разрешения на проведение земляных работ. Еще одним преимуществом такого способа бурения является возможность не нарушить уже существующую инфраструктуру в тех местах, где проводятся работы. Благодаря ГНБ можно построить коммуникационные системы разной длины, используя стальные, ПНД и трубы из прочих материалов.
Бурение методом ГНБ помогает избежать неудобств и транспортных задержек. Прокладку подземных трубопроводов методом ГНБ проводят под авто- и железнодорожными магистралями, водоемами, в условиях городской застройки, под лесными массивами и в скальных породах, в охранных зонах, предварительно перед их проведением подготовив площадку и выставив предупреждающие знаки.
Выбор инструмента для пилотного бурения
Для успешной реализации проекта по разработке пилотной скважины крайне важно правильно подобрать подходящий инструмент. И в первую очередь это касается буровых головок, которыми и осуществляется бурение грунта. Их тип подбирается в зависимости от типа и плотности пород. Так, если требуется пробурить мягкие или средние породы, то для этого следует использовать буровую головку со стандартной лопаткой. Если же грунты относятся к среднетвердому или твердому типу, то следует выбрать буровую головку с усиленной буровой лопаткой (типа «трихавк»).
Процесс бурения
Разработка скважины методом ГНБ подразделяется на несколько этапов:
- Подготовительный.
Главная задача на этом этапе – определить траекторию и разработать тактику бурения. Для того изучается грунт, его состав и свойства, проводится выборочное зондирование почвы, проводятся все необходимые согласования, изучается расположение уже существующих коммуникаций.
- Бурение пилотной скважины.
По проектной траектории посредством породоразрушающего инструмента бурится скважина. Это самый ответственный этап. И от того, насколько все успешно пройдет, зависит итоговый результат.
- Расширение скважины поэтапно.
После пилотного бурения получается скважина небольшого диаметра, которая обычно не подходит для прокладки большинства коммуникаций. Поэтому возникает необходимость в ее дальнейшем расширении. Для этого используются специальные расширители, которые увеличивают диаметр прохода.
- Прокладка коммуникаций.
После того, как скважина построена, по заданной траектории протягивается трубопровод.
- Заключительный этап.
На этом шаге производится планировка рабочей площадки, заказчику сдается исполнительная документация, в которой указывается месторасположение трубопровода с обязательной привязкой к ориентирам на местности.