Сколько метров от русла реки до дна ГНБ
При прокладке труб по технологии направленного бурения на пути магистралей могут оказаться водоемы, обходить которые экономически нецелесообразно. В этом случае канал (дюкер) сверлится под водоемом, но необходимо учитывать расстояние между протокой и полостью в грунте (сколько от русла реки до дна ГНБ метров). Зазор необходим для обеспечения сохранности дна реки и исключения техногенного воздействия на окружающую среду.
Подготовительные работы
На этапе подготовки определяется зона прокладки магистрали, точка входа и выхода обозначается навигационными знаками, смонтированными в прибрежной зоне. Знаки запрещают проведение работ по углублению фарватера и не допускают временной или постоянной швартовки маломерных судов. Траектория маршрута заносится в документацию и отображается на картах, что впоследствии исключает риск проведения работ, в ходе которых возможно повреждение нитки трубопровода, залегающего в грунте.
Затем необходимо определить диаметр трубы и собрать монолитную магистраль. Длина отрезка соответствует протяженности канала под дном водоема, внутренний объем трубопровода заполняется водой, а на кромках устанавливаются торцевые заглушки. Труба укладывается на свободной площадке на одном из берегов, допускается изгиб магистрали змейкой или в виде буквы S. Перед стартом работ проводится промер глубин и анализируется состояние грунта. Перемычка между дном и каналом должна предотвратить прорыв используемого в ходе работ бурового раствора в водную среду.
Технология перехода методом ГНБ под рекой
Технология рассчитана на преодоление водных преград шириной до 600 м. В полученный канал укладывается водопроводная труба или специальная направляющая магистраль для укладки электрического или телекоммуникационного кабеля. Для проведения кабеля по изогнутому маршруту используется подача сжатого воздуха (от специальной установки). Технология бурения грунта под рекой является наиболее надежным способом прокладки магистралей, но отличается повышенной себестоимостью.
Но в некоторых регионах методика ГНБ под рекой является единственным способом обеспечить сохранность кабеля или трубопровода. Например, горные реки в период паводка разливаются, вода переносит большое количество камней и мусора, который способен разрушить воздушные магистрали. Из-за временного увеличения ширины реки происходит размывание грунта под опорами, на которых держатся воздушные линии.
Преодоление водной преграды
Для выполнения монтажных работ применяется подъемный кран на автомобильном шасси. Крановая установка приподнимет трубу над поверхностью почвы, обеспечивая плавную подачу трубопровода и снижая риск переплетения ветви. Для дополнительной поддержки магистрали над грунтом (для снижения сопротивления движению) могут использоваться погрузчики или трактора. В процессе перехода между берегами между монтажными бригадами поддерживается радиосвязь.
Если осуществляется прокладка трубопровода в сложных геологических условиях, то производится дополнительное укрепление трассы. На берегу устанавливается насосная станция, которая заполняет бетонным раствором воздушный промежуток между трубой и стенками канала. Раствор подается под давлением до момента начала вытекания смеси на противоположной стороне водоема. Готовый трубопровод сдается заказчику, в сопроводительной документации указываются координаты проложенной трассы с привязкой к ориентирам на местности.
При преодолении водной преграды открытым методом требуется укрепить трубу на дне бетонными блоками или чугунными грузами. Элементы укладываются поверх трубопровода через каждые 20-50 м. При укладке на дно кабеля с тонким проволочным экраном грузы предотвращают перекручивание ветви, которое приводит к излому внутренних проводников.
Как согласовывают
Работы выполняются на основе проекта, который разрабатывается в соответствии с нормативным документом СП 341.1325800.2017 и водным кодексом. Документация рассматривается местными органами власти, а также представителями природоохранных ведомств. Если прокладка осуществляется через судоходные водоемы, то требуется согласование с администрацией речных портов и государственной инспекцией по маломерным судам (ГИМС). В ряде регионов могут потребоваться дополнительные согласования, перечень документов устанавливается местной администрацией.
При обустройстве трубопровода по дну водохранилища с питьевой водой может потребоваться заключение экспертной комиссии, которая проверяет степень токсичности используемых инструментов и материалов. Дополнительные согласования потребуются при использовании плавучего средства, необходимого для прокладки магистрали по дну водоема без бурения канала. Плот или баржа регистрируются в местном органе ГИМС, на судоходных водоемах прокладка трассы разрешается в отведенный интервал времени (для предотвращения риска столкновения судов).